Информация прокуратуры от 07.02.2020 г.

Природоохранной прокуратурой приняты меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении возложенных функций проведена проверка исполнения ФГБУ «Управление Ростовмелиоводхоз» законов в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, охраны водных объектов при заборе воды и эксплуатации рыбозащитных сооружений.

Установлено, что Неклиновским, Азовским, Донским, Веселовским, Багаевским филиалами ФГБУ «Управление Ростовмелиоводхоз» обязанность по согласованию размещения рыбозащитных сооружений и забора воды из водных объектов с АЧТУ Росрыболовства в установленном законодательством Российской Федерации порядке не осуществлялась.

По результатам проверки директору ФГБУ «Управление Ростовмелиоводхоз» внесено представление об устранении нарушений законов. В связи с выявленными нарушениями директора 5 филиалов ФГБУ «Управление Ростовмелиоводхоз» привлечены к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, 5 работников учреждения привлечены к дисциплинарной ответственности.

Проверкой фактического устранения нарушений законов установлено, что не всеми филиалами учреждения приняты меры по их устранению, что явилось основанием обращения в Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону с исковым заявлением об обязании ФГБУ «Управление Ростовмелиоводхоз» согласовать указанную деятельность Донского и Азовского филиалов с АЧТУ Росрыболовства. Решением суда исковые требования природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.

Благодаря принятым мерам в период деятельности ФГБУ «Управление Ростовмелиоводхоз» по забору воды из водных объектов на учреждение возложена обязанность, в том числе по проведению компенсационных выпусков водных биоресурсов в водоемы области, что является одним из условий согласования хозяйственной деятельности. Данные мероприятия окажут благоприятное воздействие на воспроизводство водных биоресурсов в водоемах области.

 

 

 

Старший помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 1 класса И.В. Бойко

 

 

Природоохранной прокуратурой проведены проверки исполнения законов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении возложенных функций проведены проверки исполнения законов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе при выполнении охотпользователями мероприятий по обеспечению охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов на территории области, по результатам которого выявлены многочисленные нарушения законов, выразившиеся в не осуществлении в 2019 году Цимлянской, Миллеровской, Орловской районными, Шахтинской, Батайской городскими общественными организациями «Общество охотников и рыболовов» производственного охотничьего контроля в границах предоставленных охотничьих угодий.
Изучением документов внутрихозяйственного охотустройства, разработанных и утвержденных указанными охотпользователями выявлено несоответствие данных документов требованиям федерального законодательства в части несоответствия размеров площадей охотничьих угодий, указанных в охотхозяйственных соглашениях.

Кроме этого, установлены факты утверждения руководителями охотпользователей должностных инструкций егерей, не являющихся государственными охотничьими инспекторами и (или) производственными охотничьими инспекторами, которым предоставлены права: задерживать для составления протокола нарушителей правил охоты; доставлять нарушителей в правоохранительные органы, изымать оружие и орудия лова, продукцию незаконной охоты, составлять протоколы об изъятии; производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, проверку оружия и других орудий добывания охотничьих ресурсов.

В целях приведения правовых актов в соответствие требованиями федерального законодательства природоохранным прокурором принесено 9 протестов, по которым незаконные правовые акты отменены.

Всего по результатам проверок руководителям организаций внесено 5 представлений, которые рассмотрены, приняты меры по устранению нарушений, к дисциплинарной ответственности привлечено 22 работника. По постановлениям природоохранного прокурора 5 должностных лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафов по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ.

В целях фактического устранения нарушений законов в суды области направлено 2 исковых заявления к охотпользователям, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.

 

 

 

Старший помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 1 класса И.В. Бойко

 

 

 

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет об изменении законодательства в сфере рыболовства

С 01.01.2020 вступил в законную силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве».
Согласно ст. 2 указанного закона любительское рыболовство – это деятельность граждан по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий.
Суточная норма добычи (вылова) – разрешенный гражданину для добычи в течение суток объем (количество, вес) водных биоресурсов, не занесенных в Красную книгу РФ и субъектов РФ.
В силу ст. 6 данного закона любительское рыболовство осуществляется гражданами РФ свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Любительское рыболовство запрещается осуществлять на: 1) используемых для прудовой аквакультуры, не находящихся в собственности граждан или юридических лиц обводненных карьерах, прудах и на используемых в процессе функционирования мелиоративных систем водных объектах; 2) иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

Статьей 7 Закона о любительском рыболовстве установлены ограничения. Например, запрещается осуществлять любительское рыболовство: 1) с применением сетных орудий добычи водных биоресурсов; 2) способом подводной добычи (охоты): в местах массового отдыха граждан; с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов; с использование индивидуальных электронных средств обнаружения водных биоресурсов под водой; с применением орудий добычи, используемых для подводной добычи (охоты), над поверхностью водных объектов.

Виды разрешенных к использованию орудий добычи (вылова) водных биоресурсов установлены Правилами рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Минсельхоза России от 01.08.2013 № 293.

В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона о любительском рыболовстве оборот жаберных сетей на территории Российской Федерации запрещается, за исключением районов Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Официальные физкультурные и спортивные мероприятия, предусматривающие добычу (вылов) водных биоресурсов, проводятся в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте с уведомлением органов Росрыболовства. При проведении указанных мероприятий суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов не устанавливается.
Лица, виновные в нарушении законодательства о любительском рыболовстве, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законом.

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ в случае нарушения правил, регламентирующих рыболовство, для граждан установлена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

В случае незаконной добычи (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба (свыше 100 000 рублей); б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов; в) в местах нереста или на миграционных путях к ним; г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, ч. 1 ст. 256 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде: штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы до двух лет.

 

 

 

Старший помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 1 класса И.В.Бойко

 

 

 

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет законодательство в области обращения с животными

Природоохранная прокуратура сообщает, что с 01.01.2020 вступили в законную силу положения ст. 15 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными», согласно которой использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 № 1937 утверждены Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, которые вступили в законную силу с 01.01.2020.
Так, руководитель организации или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, цирках, дельфинариях, океанариумах, обязаны обеспечить соблюдение указанных требований.
При содержании и использовании животных в указанных организациях их кормят не реже одного раза в день, обеспечивается регулярная уборка вольеров, включающая их очистку от отходов жизнедеятельности животных, ежемесячно устанавливается один санитарный день для генеральной уборки и дезинфекции, когда посещение помещений запрещается.
В случае выявления у животных признаков заразных болезней руководителем организации обеспечивается немедленная изоляция животных и оповещаются уполномоченные в области ветеринарии государственные органы.
Кормление животных посетителями зоопарков разрешено исключительно на площадках для обращения с животными под наблюдением сотрудника зоопарка и только кормами, официально закупаемыми зоопарков для конкретных видов животных. Запрещается бесконтрольное кормление животных посетителями.
До физического контакта с посетителями зоопарков по решению руководителя организации могут быть допущены следующие животные: лошади, ослы, мулы, лошаки; крупный рогатый скот; олени; верблюды, ламы; свиньи; мелкий рогатый скот; собаки, кошки; пушные звери; мелкие грызуны; ежи; птицы; мелкие неядовитые пресмыкающиеся и земноводные животные, аквариумные рыбки. Физический контакт посетителей осуществляется только на площадках для общения с животными по графику, установленному руководителем организации, и обязательно под контролем сотрудников зоопарка.
Животные, допущенные руководителем цирка к дрессировке и выступлениям должны быть здоровы, а также не иметь изможденного вида и внешних признаков какого-либо заболевания. Запрещается: физическое наказание животных; не кормить животных в целях ускорения дрессировочного процесса.
Посетители дельфинариев, контактирующие с животными во время фотографирования с ними или их кормления, обязательно обрабатывают руки дезинфицирующим раствором перед контактом и после него. Фото- и видеосъемка посетителей с морскими млекопитающими, а также их кормление проводится только с тренером-ассистентом.
За организацию и проведение сеансов оздоровительного плавания с дельфинами отвечает руководитель организации, который утверждает правила подготовки и проведения данного мероприятия. Уполномоченные сотрудники дельфинария дают посетителям инструкции о применении правил. В случае невыполнения посетителем этих правил сеанс плавания немедленно прекращается. Не допускаются к контактам с дельфинами посетители с инфекционными заболеваниями и поражениями кожного покрова (обязательно наличие справки из лечебно-профилактического учреждения, разрешающей посещение бассейна, выданную не более чем за месяц до сеанса плавания).
В дельфинариях запрещается: стучать по аквариумам; портить поверхность обзорных окон аквариумов; опускать руки в аквариумы; самостоятельно кормить животных, трогать их; бросать в аквариумы пищу и посторонние предметы; осуществлять фотосъемку с использованием вспышки.
Природоохранная прокуратура разъясняет, что ч. 1 ст. 245 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье. Санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде: штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до одного года, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до трех лет.

 

 

Старший помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 1 класса И.В.Бойко

 

 

 

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет об изменении законодательства в области ветеринарии

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 № 447-ФЗ в федеральное ветеринарное законодательство внесены значительные изменения.
Так, с 01.01.2020 упразднены полномочия государственных ветеринарных инспекторов управления ветеринарии Ростовской области по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора. С указанного срока полномочиями по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора наделены только должностные лица Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия.
В связи с изменениями федерального законодательства с 01.01.2020 только государственные ветеринарные инспектора Управления Россельхознадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать должностных, юридических лиц и граждан к установленной законом ответственности.
Также, согласно ст. 9 Закона РФ «О ветеринарии» должностные лица Управления Россельхознадзора вправе, в том числе: предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства РФ, осуществлять контроль за выполнением этих требований; принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям.
В силу ст. 12 Закона РФ «О ветеринарии» с 01.01.2020 предоставление земельного участка для строительства зданий, предназначенных для производства и хранения продуктов животноводства, допускается только при наличии заключения Управления Россельхознадзора о соответствии таких зданий ветеринарным правилам и нормам.
Природоохранная прокуратура напоминает, что согласно ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать уполномоченных лиц о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; выполнять указания специалистов в области ветеринарии с проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Статьей 23 Закона РФ «О ветеринарии» установлено, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законом.
Так, ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ за нарушение ветеринарно-санитарных правил предусмотрена административная ответственность в виде: административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При наличии сведений о нарушении гражданами и организациями ветеринарного законодательства необходимо незамедлительно направлять обращения в Управление Россельхознадзора (почтовый адрес - ул. Малюгиной, 214 А, г. Ростов-на-Дону, 34400; адрес электронной почты в сети «Интернет» - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

 

 

Старший помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 1 класса И.В.Бойко

 

 

 

По мерам Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры государству возвращен незаконно проданный пруд

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой по коллективному обращению жителей Миллеровского района проведена проверка исполнения законов об охране водных объектов, земельного законодательства при регистрации права собственности на земельный участок под русловым прудом на ручье Голом (приток р. Калитва).
Проверкой установлено, что Комитетом по управлению имуществом Миллеровского района по договору купли-продажи ЗАО «Марьевское» передан в частную собственность земельный участок площадью 218 580 кв. м. В 2017 году ЗАО «Марьевское» земельный участок под прудом продан двум жителям Дегтевского сельского поселения Миллеровского района.
Спорный водный объект представляет из себя мелководное водохранилище - водоем, образованный водоподпорным сооружением (земляной плотиной – гидротехническим сооружением) на водотоке. Этот спорный пруд не является обособленным водным объектом (замкнутым водоемом или замкнутым прудом) и не имеет замкнутой береговой линии, в силу чего право иной формы собственности, кроме федеральной, исключено.
Согласно ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Таким образом, земельный участок образован под федеральным водным объектом незаконно, в связи с этим у Комитета по управлению имуществом Миллеровского района не имелось оснований предоставлять его в частную собственность.
С целью устранения нарушений законов природоохранным прокурором в Миллеровский районный суд направлено исковое заявление о признании постановления администрации Миллеровского района о предоставлении в собственность ЗАО «Марьевское» земельного участка недействительным; признании ничтожным договора купли-продажи земельного участка, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Миллеровского района и ЗАО «Марьевское»; признании отсутствующим зарегистрированного права собственности граждан на ½ части общей долевой собственности на ограниченный в обороте земельный участок; исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке.
Решением Миллеровского районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда, исковое заявление природоохранного прокурора удовлетворено в полном объеме.
Исполнение судебного акта находится на контроле в природоохранной прокуратуре.

 

 

Старший помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 1 класса И.В. Бойко

 

 

 

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о специальном режиме хозяйственной деятельности в водоохранных зонах

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акватори-ей менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.
Согласно части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользовате-лями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).
В соответствии с частью 16.1. статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
В силу части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйствен-ных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
На местности границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов устанавливаются посредством специальных информационных знаков с целью информирования граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспе-чивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и ис-тощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования уста-новлены законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.45 Кодекса об административных правонару-шениях КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должност-ных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

 

 

Помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора Г.Н. Землянов