ПАМЯТКА о запрете на дарение подарков должностным лицам, а также на получение ими подарков в связи с выполнением служебных (трудовых) обязанностей (осуществлением полномочий)
- Подробности
- Опубликовано: 25.12.2023 11:00
- Просмотров: 205
Настоящая памятка разъясняет основные обязанности, связанные с соблюдением антикоррупционного запрета на получение отдельными категориями лиц подарков и иных вознаграждений в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей.
Предназначена для муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности и иных лиц.
В настоящей памятке под «подарком» понимаются безвозмездно переданные в собственность вещи, денежные и иные вознаграждения, ссуды, предоставление услуг, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов.
Подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями - подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).
Получение подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей - получение лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности указанных лиц.
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением (статья 572 ГК РФ).
Подарком признается не только какая-то вещь, но и имущественное право или освобождение от имущественной обязанности. Главными признаками подарка являются безвозмездность и переход в собственность одаряемого. Подарок предлагается без ожидания аналогичных ответных действий или соответствующей платы со стороны одаряемого. Вместе с тем когда у одаряемого возникает обязанность в обмен на подарок выполнить определенные действия, связанные со служебным положением получателя, подарок может расцениваться как взятка. К категории таких подарков относятся и подарочные карты с денежным номиналом, так как они фактически представляют собой в некоторой степени завуалированную передачу наличных денег.
Признаком дарения служит отсутствие какого бы то ни было встречного удовлетворения.
ЗАПРЕЩЕНИЕ ДАРЕНИЯ
Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации:
Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:
- работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
- лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Подпункт 7 пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»:
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.
Подпункт 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»:
В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
При выяснении вопроса о наличии связи подарка с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей необходимо принимать во внимание взаимоотношения одаряемого с дарителем и обстоятельства вручения подарка.
Должностному лицу следует избегать получения (отказываться от получения) подарков от подчиненных, представителей поднадзорных (подконтрольных) органов и организаций, участников судопроизводства либо иного порядка рассмотрения дел, в которых оно принимает или принимало участие, граждан, обращения которых оно рассматривает или рассматривало, либо их представителей.
При обнаружении должностным лицом подарка, оставленного для него одним из таких лиц на его рабочем месте, рекомендуется принять меры для возвращения подарка оставившему его лицу, а в случае невозможности его возврата (например, в связи с отсутствием контактных данных лица, оставившего подарок) незамедлительно письменно уведомить об этом подразделение (должностное лицо) органа или организации, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, одновременно сдав подарок в уполномоченное подразделение.
Дальнейшая судьба такого подарка должна решаться комиссией органа или организации, при этом возврат такого подарка должностному лицу и его выкуп в названном случае невозможны.
Получение подарков родственниками должностного лица, на которого распространяется запрет, от лиц, заинтересованных в использовании им своего служебного положения и статуса для предоставления таким лицам необоснованных преимуществ, также может быть вызвано желанием дарителя обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения должностного лица.
Поскольку получение подарка в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей является коррупционным правонарушением, настойчивые неоднократные предложения принять подарок, исходящие от лица, заинтересованного в использовании должностного положения служащего, следует расценивать как склонение к совершению коррупционного правонарушения, о чем государственный или муниципальный служащий должен уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности уведомлять об обращении в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрет на получение подарков должностными лицами не распространяется на случаи дарения в связи с:
- протокольными мероприятиями,
- служебными командировками,
- другими официальными мероприятиями.
Такие подарки признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган.
Лицо, сдавшее подарок, полученный им в связи с официальным мероприятием, может его выкупить в установленном порядке.
Денежное вознаграждение, вручаемое одновременно с поощрением (наградой), является его составной частью в случае, если данное вознаграждение предусмотрено нормативным правовым актов, регулирующим порядок вручения соответствующего поощрения (награды). В этой связи должностное лицо вправе получать от имени государственных (муниципальных) органов, иных организаций ценные подарки, вручаемые в качестве поощрения (награды), с одновременной выплатой денежного вознаграждения. При этом получение таких поощрений (наград) не исключает возможность возникновения конфликта интересов.
К случаям получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями относятся факты оставления организаторами мероприятия в гостиничном номере подарков и сувениров, а также вручения подарков от имени участвующих в мероприятиях делегаций в перерыве между мероприятиями или после их окончания.
Порядок
сообщения о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями
Получение подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. |
не позднее трех рабочих дней
со дня получения подарка либо возвращения
из служебной командировки
Лицо обязано уведомить орган или организацию, в которых проходит государственную (муниципальную) службу или осуществляет трудовую деятельность. |
не позднее пяти рабочих дней
со дня регистрации уведомления
Подарок подлежит передаче на хранение.Подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, независимо от его стоимости, подлежит передаче на хранение. |
Определение стоимости подарка(с привлечением при необходимости комиссии или коллегиального органа на основе рыночной цены или цены на аналогичную материальную ценность) |
До трех тысяч рублей | Свыше трех тысяч рублей |
Подарок возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи (за исключением лиц, замещающих гос. /мун. должность) | Подарок включается в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта Российской Федерации (реестр муниципального образования). |
Лицо, сдавшее подарок может его выкупить, направив на имя представителя нанимателя (работодателя) соответствующее заявление не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка. |
Не влечет обязанности по уведомлению получение подарков, не связанных с должностным положением государственного (муниципального) служащего или исполнением им служебных обязанностей (подарки от родственников и иных близких лиц, которые при этом одновременно не являются лицами, в отношении которых государственный (муниципальный) служащий прямо либо косвенно осуществляет функции управления, контроля или надзора, включая лиц, которые имеют или могут иметь личную заинтересованность в использовании государственным (муниципальным) служащим своего служебного положения и статуса для предоставления таким лицам необоснованных преимуществ, в том числе нематериального характера).
Вместе с тем получение крупных (дорогостоящих) подарков может в последующем рассматриваться как наличие имущественных (финансовых) отношений одаряемого с дарителем. Указанное обстоятельство может быть значимо для установления вероятного конфликта интересов.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Подарок может расцениваться как взятка
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае поступления информации о несоблюдении государственным или муниципальным служащим (работником организации) запрета на получение подарков, ее проверка проводится в порядке, предусмотренном Указами Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», от 21.09.2009 № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» и принятыми на основании вышеприведенных указов Президента Российской Федерации правовых актов Ростовской области.
Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
Так, например, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, и на основании рекомендации указанной комиссии.
С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:
- замечание,
- выговор,
- предупреждение о неполном должностном соответствии.
Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности – увольнение в связи с утратой доверия.
Статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») для юридических лиц установлена административная ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица незаконного вознаграждения должностному лицу за совершение в интересах данного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым служебным положением. Размер административного штрафа может составлять до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.